8 упражнений, которые помогут избавиться от картавости

«Пливет», «лакета», «быстла» — эти смешные детские ошибки в произношении слов умиляют. Но становится совсем не до смеха, если, будучи первоклассником, маленький ребёнок допускает такие досадные ошибки.

Артикуляционная гимнастика

  1. С широко раскрытым ртом поднести кончик языка на бугорки верхних зубов так, чтобы края его были прижаты к коренным зубам, а сам язык прогнулся вперед. Зафиксировать на несколько секунд, сделать три повтора. Это поможет развить мышцы подъязычной связки.
  2. Растянув губы в улыбке, высунуть и покусывать кончик языка.
  3. Изображать языком цокот копыт лошадки, со временем убыстряя ритм.
  4. «У кого язык длиннее?» Выясняйте это, поочередно пытаясь достать подбородок и нос.
  5. Пусть ребенок изобразит жуткий холод, произнося без напряжения губ «брррр».
  6. Попросите ребенка изобразить рычание животных, рев мотоцикла, трактора, карканье вороны и т. п.
  7. Сложив губы в улыбку, быстро проводим туда-сюда языком внутри и снаружи по зубам, не двигая челюстью.
  8. Произносить отрывистый звук «д-д-д-д-д» около 20 секунд. Так малыш разработает кончик языка.

Причины нарушений речи у детей

Если вы уверены в своих силах и настроены заниматься с ребенком дома, хотя бы одно посещение логопеда все же не повредит. Специалист определит причины неправильного произношения и поможет выстроить индивидуальную схему занятий. Ниже — основные причины дефектов речи.

  • Социальные.
    • Педагогическая запущенность. Если ребенок растет в неблагополучной семье или ему уделяется недостаточно внимания из-за вынужденной занятости родителей, нередко наблюдаются проблемы с речевым развитием — дети позже начинают говорить, дефекты дикции ярко выражены и т. д.
    • Двуязычие. Если в семье говорят на двух и более языках, ребенку бывает сложно разобраться в произношении, и он путается в звуках. Научить ребенка букве «Р» в такой ситуации довольно сложно. o Дефекты речи у окружающих. Если один из родителей, бабушка или няня неправильно произносит те или иные звуки, с большой долей вероятности такой же дефект будет и у малыша. Ведь он все повторяет за взрослыми.
    • «Сюсюканье» родителей. Многие полагают, что если искажать слова, подражая ребенку, то он будет лучше их понимать. Либо они это делают, потому что считают забавным. В итоге ребенок редко слышит верный вариант, отчего замедляется развитие речи.
  • Особенности строения артикуляционного аппарата. Это может быть укорочение уздечки языка, слишком большой язык или губы, неровно растущие зубы (часто так бывает из-за злоупотребления соской в раннем возрасте), нетипичное расположение нижней челюсти (выдается вперед или «задвинута» назад), незаращение (расщепление) нёба.
  • Недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата в результате перенесенных заболеваний. Вялость, слабость и малоподвижность языка, губ, мышц нижней челюсти и гортани.
  • Недостаточность фонематического восприятия. Ребенок неправильно слышит звуки и, соответственно, неправильно их произносит. Обычно это проявляется тем, что он путает звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные.
  • Снижение слуха.
  • Нарушение дыхания. Если у ребенка, например, хронический гайморит, аденоиды, сердечно-сосудистое заболевание, то воздух идет через дыхательные пути не типично, что нередко влияет на дикцию.

Прежде чем начинать логопедические упражнения, необходимо выяснить причины дефектов речи и по возможности их устранить, иначе занятия могут быть неэффективными. Обратите внимание, что иностранный акцент, региональное «оканье» или «геканье» не являются дефектами речи.

В некоторых случаях от картавости можно избавиться самостоятельно

Для этого нужно иметь желание, время и упорство. Логопеды предлагают специальный комплекс упражнений, которые обязательно нужно выполнять ежедневно, делая как минимум три подхода. Они направлены на укрепление мышц языка и связок ротовой полости. Итак:

  1. Широко открываем рот и языком поглаживаем небо. Повторяем не менее 10 раз.
  2. Открываем рот как можно шире и кладем язык на нижнюю губу. Совершаем им мягкие поглаживающие движения вверх и вниз, одновременно стараясь произнести звук «р».
  3. Растягиваем рот в широкой улыбке. Кончик языка касается внутренней стороны верхнего зубного ряда. Делаем им плавные движения вправо и влево, напоминающие движения зубной щетки при чистке зубов.
  4. Укрепляет речевой аппарат следующее упражнение: складываем язык «желобком» и стараемся произнести букву «ф» так, чтобы струя воздуха прошла по этому желобку.
  5. Медленно проговариваем слоги «тэ», «лэ», «дэ» — каждый по 10 раз. Затем соединяем их в одно слово «тэлэдэ» и несколько раз четко проговариваем его.
  6. Дотрагиваемся кончиком языка до десны внутренней стороны верхнего зубного ряда. Теперь точно так же медленно и четко произносим те же самые слоги «тэ», «лэ», «дэ», а затем «тэлэдэ».
  7. Таким же образом, сначала обычным способом, а затем дотрагиваясь кончиком языка до десны внутренней стороны верхнего зубного ряда, произносим слова, в которых есть одна буква Р.
Читайте также:  Таблетки от кашля термопсис ланцетный

Дополнительно вырабатывать правильное произношение звука «р» нужно с помощью скороговорок.

Например:

Скороговорун скороговорил, выскороговаривал, что все скороговорки перескороговорит, перевыскороговорит. Но заскороговорившись, выскороговаривал, что всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить.

Не получается? Можно начать со скороговорки попроще:

Два дровосека, два дроворуба, два дровокола отточили топоры. Топоры остры-то до поры. До поры остры топоры.

Или еще проще:

В грозу от груза арбузов развалился кузов.

© Тимошенко Елена,

Как поставить звук Р в домашних условиях

Улучшить произношение и исправить проблему можно самостоятельно, занимаясь с малышом дома по определенной системе. Забавные упражнения понравятся ребенку и постановка звука р будет проходить в игровой форме. Рекомендации взрослым по проведению занятий:

  1. Проявите терпение и упорство – делайте упражнения ежедневно по 15–20 минут 2 раза в день.
  2. Прорабатывайте детали на собственном примере – для малышей до 5 лет. Детям постарше подарите зеркало для отслеживания правильности выполнения упражнений.
  3. Проводите занятие только тогда, когда ребенок здоров, бодр и весел.
  4. Не заставляйте малыша заниматься насильно. Увлеките его игрой, плавно переходящей в выполнение упражнений.
  5. Хвалите сына или дочь даже за небольшие успехи.
  6. Просмотрите онлайн-упражнения в интернете для правильной отработки деталей.

Научить ребенка правильно выговаривать слова можно только при комплексном подходе. Способы постановки звука Р:

  • Логопедическая или артикуляционная гимнастика – состоит из трех этапов подготовки: упражнения для языка («иголка», «качели», «варенье»), губ («хоботок», «заборчик») и дыхательной зарядки для тренировки правильного выдоха («свеча», «парашютик»). Развитые лицевые мышцы и сильное дыхание помогут малышу выговорить звук Р.
  • Массаж и занятия для растягивания уздечки – помогут избежать консервативного лечения.
  • Постановка – заключается в отработке мягкого и твердого Р, механическом воздействии – применение ватной палочки или деревянной лопаточки для исправления звучания, создания вибрации.
  • Закрепление звука Р – состоит в проговаривании слогов, звуков, слов, предложений, скороговорок, потешек для автоматизации полученных знаний.

Система упражнений

Научить говорить звук «р» можно, если будете придерживаться следующей методики действий. Сначала проводится разминка для губ и языка.

Разминаем губы

  • пусть ваше чадо улыбнётся так широко, как может, и задержит улыбку на десять секунд;

  • после «ослепительной» улыбки малыш должен сложить губы трубочкой и оставить их в подобном положении на протяжении 10 секунд.

Разминаем язык

Самостоятельно научить ребёнка выговаривать букву р при помощи упражнений, не выполнив языковую разминку, невозможно.

  1. Попросите вашего сына или дочку поцокать языком, будто бы лошадка едет. Таким образом, он лучше прочувствует вибрацию языка.

  2. Ребёнок сначала высовывает язычок, делая его максимально тонким, будто бы иголочку. В таком положении необходимо задержать язык до 10 секунд.

  3. Попросите малыша похулиганить. Пусть он сначала высунет язык, а потом поболтает им влево-вправо.

  4. Попросите ребёнка представить, будто бы его язык – это малярная кисть. Пусть он поводит им взад-вперёд по небу.

После проведения разминки необходимо перейти к непосредственному выполнению упражнений.

Научить ребёнка говорить «р» можно, начав упражнение следующим образом: малыш должен поставить язык неподалёку от верхних зубов, а потом несколько раз произнести букву «д». После этого он должен сказать «д» с очень сильным выдохом.

После такого начала стоит попросить ребёнка слегка порычать. Так у него разовьётся навык произношения длинного «р».

Читайте также:  Аллергия на флемоклав солютаб у ребенка чем заменить

Для следующей части упражнения необходим логопедический шпатель. Если его нет, то попросите ребёнка подложить пальчик под язычок. Он должен произносить долгий звук «ж», будто бы жужжать, а также водить пальчиком в разные стороны.

Произносить звук «з-з-а-а» — ещё один способ научить ребёнка говорить «р» дома. Во время произношения звука попросите малыша водить пальчиком под языком

.

Учимся говорить «Р»: речевая гимнастика

Многие родители задаются вопросом, как быстро научить ребенка говорить букву Р. В домашних условиях речевой аппарат разрабатывать можно, используя простые упражнения. На начальном этапе работы применяется речевая гимнастика. Именно она в совокупности с поэтапной постановкой звуков сделает речь малыша более четкой.

Речевая гимнастика делится на три группы, каждая из которых важна для формирования правильного звукопроизношения. Приведем несколько примеров каждого вида гимнастики, которые можно использовать при трудностях в произношении буквы «Р».

Упражнения для дыхания

“День рождения”. Попробуй представить, что перед тобой именинный торт со свечами. Покажи родителям, как ты будешь задувать свечи. Набери воздуха, чтобы задуть все разом. А затем попробуй задуть по одной из них.

“Полет снежинки”. Положи на ладонь кусочек пушистой ваты и представь, что это – снежинка. Попробуй сдуть её с руки. Получается? Попробуй сдуть одновременно два кусочка. Вдох должен быть через нос, а выдох – плавный, длительный через рот.

Упражнения для губ

“Заборчик”. Сомни крепко зубы. А теперь раскрой губы (не рот!) и покажи свой белый заборчик. Спрячь его обратно. Повтори упражнение 5-7 раз.

“Хоботок”. Попробуй показать, какой хоботок у слоника. Для этого максимально вытяни вперед губы. Вот какой хоботок!

“Лягушка”. Растяни губы в улыбке, покажи, какой широкий рот у лягушки.

Упражнения для языка

“Иголка”. Острую иголочку можно показать языком. Открой рот и вытяни узкий язычок вперед.

“Лошадка”. Попробуй показать, как цокает лошадка. Открой рот, подними и прижми язык к нёбу, щелкни им.

“Варенье”. Представь, что у тебя на губах сладкое варенье. Открой рот, попробуй язычком облизать верхнюю и нижнюю губу.

“Качели”. Открой рот, сделай острый язычок. Потянись язычком сначала высоко к носу, потом опусти его низко, к подбородку. Повторяй упражнение в той же последовательности: вверх/вниз, пока язычок не устанет.

Делаем “Барабанщик” и другие полезные упражнения, как это показано на видео:

Какие занятия подходят для буквы «Л»

Конечно же, сложно научиться правильному произношению без скороговорок и стихов. Именно они позволяют максимально эффективно обучиться правильному произношению. Например, можно громко пропеть сочетание разных слогов, начинающихся с буквы «Л»: ле-ла-ло-лу-ли и т.д.

Конечно же, стоит использовать и схожее упражнение, которое применялось для изучения буквы «Р». Выберите побольше слов с буквой «Л»: лес, ломоть, любовь, ласка и т.д., и начинайте проговаривать их, после чего малыш должен повторить их за вами точь-в-точь.

Как еще можно научить ребенка выговаривать букву «Л»? Можно поиграть в следующую игру. Выберите разные слова, среди которых будут и те, что содержат букву «Л». Предлагайте ребенку задания, при помощи которых он сможет обнаружить искомые слова. Чтобы было веселее играть, подготовьте дидактический материал – в игре ребенок лучше усваивает учебный материал.

Закрепление звука Р в речи ребенка

Обучение дома правильному произношению должно выполняться ежедневно по 3-5 повторов. Малышам до 4-5 лет необходимо показывать упражнения на своем примере. Ребенок должен четко понимать, что от него требуется и как должен выглядеть результат. Детям после 5 лет можно выполнять некоторые занятия перед зеркалом по мнению логопедов, именно так лучше всего происходит автоматизация звука р.

  • Произнеси слоги
ра-ра-ра-ра ра-ро-ры-ру
ро-ро-ро-ро ру-ры-ра-ро
ры-ры-ры-ры ры-ра-ро-ру
ру-ру-ру-ру ро-ру-ра-ры
  • Чистоговорки

РА-РА-РА (2 раза) был я у ребят вчера.

РО-РО-РО (2 раза) потерял петух перо.

РУ-РУ-РУ (2 раза) заяц спрятался в нору.

Читайте также:  Аномалии развития ушной раковины. Почему у ребёнка разные уши

РЕ-РЕ-РЕ (2 раза) мы играем во дворе.

УР-УР-УР (2 раза) с Катей мы ловили кур.

  • Повтори предложения

У коровы рога.

Вера и Рома играют в жмурки.

Туристы развели костёр.

Фёдор топором рубит дрова.

У Иры красные рукавички.

Шофёр проверят мотор.

  • Повтори скороговорки

На горе Арарат растёт крупный виноград.

У мыши в норке сыра корка.

Трое трубачей трубили в трубы.

После росы росли розы.

Во мраке раки шумят в драке.

  • Повтори потешки

У реки росла рябина,

А река текла рябила.

Посередине глубина,

Там гуляла рыбина.

Эта рыба рыбий царь,

Называется пескарь.

На дворе горка,

Под горкой норка.

В этой норке крот

Норку стережёт.

Шёл Егор через двор,

Нёс топор чинить забор.

Также научить в домашних условиях произношению р можно с помощью детской литературы. Для упражнения потребуются книги с иллюстрациями. Попросите ребенка назвать изображенный предмет, в названии которых есть буква Р. Это могут быть: ромашка, рак, рубашка, ракета, робот, барабан, марка, паровоз, труба, карта, пирамидка и т.д.

Помощь логопеда

Если вы занимаетесь с ребенком, но не видите хорошего результата, стоит обратиться к профессионалу. Сразу стоит сказать, что найти хорошего специалиста непросто.

Преимущества занятий с логопедом:

  • Во-первых, логопед сможет определить, нет ли у вашего ребенка физиологических особенностей строения языка
  • Во-вторых, специалист сразу поймет, какой комплекс упражнений необходим в данном случае
  • В-третьих, логопед может за пять минут поставить букву, с которой вы не могли справиться несколько месяцев

Занятие с логопедом

Занятия с логопедом обойдутся вам в «кругленькую сумму», но это того стоит.

Если вы регулярно занимаетесь с ребенком, нацелены на результат, проводите занятия в интересной игровой форме, то вероятность успеха велика. Надеемся, что наши советы помогут вам. Скороговорки для закрепления произношения

Дети любят веселые скороговорки и потешки. Вы снова можете обратиться к пособиям, а можете сочинять их вместе. Помните, что только ваша поддержка и хорошее настроение помогут вашему ребенку справиться с такой сложной задачей.

Примеры скороговорок на произношение буквы Р:

  • «Трое трубачей трубят в трубы»;
  • «Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали»;
  • «У Кондрата куртка коротковата».

Ну и классика — про траву на дворе и дрова на траве или история про Греку, который ехал через реку.

Более сложные скороговорки для выговаривания буквы Р представлены ниже (нажмите на картинку для увеличения):

Кстати, это скороговорки не всегда легко даются даже взрослым. Можно поиграть — кто быстрее и чище их произнесет.

Игры для развития навыка

Дети, особенно раннего возраста не могут долго концентрировать свое внимание. Поэтому быстро устают выполнять однообразные упражнения.

Лучше если подготовка к постановке звука «р» будет происходить в игровой форме. Для разработки речевого аппарата важна подвижность языка.

Поэтому можно придумать много игр – упражнений для языка. Далее мы приводим несколько примеров таких игр:

  1. Поиграйте с малышом в лошадку. Всем знакомо, она как цокает. Покажите это повторяет за вами. Потом лошадку останавливаем: «тппррр». Поехали дальше: «ноо». Продолжаем цокать.
  2. Играем в котика. «Как котик лакает молочко?». Ребенок выполняет движения, сильно высовывая язычок и «лакает» им. «Как котик облизывается?» Малыш облизывается, водя язычком по верхней и нижней губам.
  3. Играем в собачку. «Как собачка дышит, когда ей жарко?». Малыш широко открывает рот, и высовывает язык. Дышит так какое-то время. «Как собачка рычит, когда сердится?». Ребенок пытается порычать.
  4. Можно имитировать любых животных: лягушку, которая ловит муху языком, медведя, и других.
Игры для развития навыка

Такая артикуляционная гимнастика сможет подготовить речевой аппарат к произношению сложных звуков. К тому же ребенку понравится играть с мамой или папой. Можно придумывать новые игры, когда малыш потеряет интерес к прежним упражнениям.

Чтобы не пропустить возможных тревожных признаков, важно знать, что должен уметь делать ребенок в 3, 4, 6 месяцев и полтора года.

Во сколько месяцев малыш начинает самостоятельно сидеть и ходить. А еще вам обязательно пригодится материал о том, как развить у ребенка усидчивость и внимательность.